Дорогие друзья!
К сожалению мы вынуждены перейти на продажу наших изданий в он-лайн. Любые ваши заявки на приобретение наших изданий мы по-прежнему принимаем на сайте или по телефонам издательства, котор…... Подробности
Издательство снова вернулось на свой старый, хорошо знакомый всем адрес: Московский... Подробности
Москва и москвичи - цифры и факты
Москва в рейтинге самых дорогих городов мира
Столица переместилась на 50-е место из-за ослабления рубля, а также общего негативного влияния санкций на российскую экономику. Год назад Москва занимала 9-ое месте, а в 2013 г. — вторую строчку рейтинга.... Подробности
Мария и Максим — самые популярные имена в Москве
Мария и Максим — самые популярные имена, которые давали москвичи своим новорожденным детям за последний месяц. В топ-15 самых востребованных имен в феврале вошли Мария, Максим, Александр, Анаст…... Подробности
В январе в Москве родилось почти 11 тысяч малышей
Рождаемость в Москве превышает смертность на 16%. За 2014 год в Москве родилось более 138 тысяч детей. Из них 80% в семьях, где мама и папа состоят в браке.... Подробности
Москва - городские новости
Москва в топ-10 лучших городов мира
Москва заняла 6 место в рейтинге лучших городов мира по версии международного агентства Resonance Consultancy. Так, столица обогнала Чикаго, Сингапур, Дубай и Сан-Франциско.... Подробности
21 ноября началось движение по первым двум Московским центральным диаметрам (МЦД).
Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин запустили движение по первым двум диаметрам в пятницу, 21 ноября. Мэр столицы подарил президенту именную «Тройку». Позже они прокати…... Подробности
Открылся первый участок Большой кольцевой линии метро
Впервые с 1995 года в Москве введен в строй участок из пяти станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский Парк». Это…... Подробности
Новости связи
Почтовые отделения в Новой Москве поменяли индексы
С 11 июля 2016 г. все отделения почтовой связи в Новой Москве получили новые индексы. Изменения связаны с присоединением к столице новых территорий и переименованием ряда населённых пунктов, сообщили МОСЛ…... Подробности
Сотовая связь впервые подорожала
Средняя стоимость одной минуты разговора у четверки крупнейших операторов выросла от 0,5 копейки до 1,045 рубля за период в 12 месяцев начиная с сентября 2012 года.
.... Подробности
500 новых точек доступа к беспроводному интернету Wi-Fi заработает в Москве
Новые точки беспроводного интернета Wi-F теперь будут работать и в общественных местах, кафе, торговых центрах, на вокзалах и в аэропортах столицы.... Подробности
Атлас Московской области с планами городов. Новые границы.
Ближнее и дальнее Подмосковье. Схема автобусного и железнодорожного транспорта. Транспортные развязки на МКАД. Проектируемая ЦКАД
Путеводитель: Святые источники, монастыри, храмы. Рыбалка, грибные места, конные маршруты.
Справочные телефоны городов и районов Московской области. Таможни.
«Автомобильная карта Москвы», 2019 г. Центр с каждым домом, улицы с односторонним движением, выдающиеся здания Москвы в оксинометрии, схемы автобусного сообщения и автодорог Московской области с основными магистралями федеральных дорог, новая схема метро. На карте показаны: Московское Центральное Кольцо (МЦК), строящиеся станции метро, театры, музеи, храмы, гостиницы, торговые центры, автозаправки.... Нанесены достопримечательности Москвы. Актуализированы: дороги, развязки, эстакады, хорды, станции метро, новые кварталы, пешеходные улицы. Новые территории Москвы.
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) Открыт с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00), Преображенская церковь - с 8.00 до примерно 19.30 (когда Богослужения совершаются в Храме Христа Спасителя, Преображенская церковь закрыта). В воскресные дни и Великие праздники Божественные литургии совершаются в Храме Христа Спасителя. Всенощные бдения под воскресенье совершаются в Храме Христа Спасителя. В будние дни богослужения совершаются в Преображенской церкви.
Адрес: Москва, Волхонка, 15 Станция метро Кропоткинская (рядом) Телефоны: 624 8490 Для справок: (495) 637-12-76
Кафедральный собор Богоявления в Елохове с крестильным храмом Василия Блаженного
Церковь во имя Богоявления Господня была основана в XVII веке. Первоначально она являлась деревянной. В 1722 - 1731 годах попечительством царевны Прасковьи Иоанновны и при поддержке императора Петра I был построен каменный храм с приделом, посвященным Благовещению Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 4 июля 1731 года. В 1790 - 1792 годах к храму пристраивают придел во имя святителя Николая чудотворца и перестраивают Благовещенский придел. Эта церковь особенно близка каждому русскому человеку тем, что в ней на восьмой день от рождения крестили Александра Сергеевича Пушкина. Однако вскоре храм уже не мог вмещать быстро разросшийся приход. Потому в 1837 году старая церковь была частично разобрана и "начата постройкой каменная в обширнейшем против прежнего размере и лучшей архитектуры", законченная в 1845 году. Архитектором храма стал известный московский зодчий Евграф Дмитриевич Тюрин (1796 - 1872). В 1805 - 1813 годах он учился в архитектурной школе при "Экспедиции кремлевского строения". Его сооружениям свойственна стилистика позднего классицизма и ампира. Тюрин совместно с Осипом Ивановичем Бове принимал участие в завершении строительства дворца князя Н.Б.Юсупова в подмосковном селе Архангельское. Он работал над зданиями Московского университета, включая и университетскую церковь во имя святой мученицы Татианы. Одновременно с возведением Богоявленского храма в Елохове, другой известный архитектор К.А.Тон приступил к сооружению храма Христа Спасителя, возрождая традиции национальной средневековой архитектуры. По воле Божией именно они стали впоследствии главными центрами православной России, их судьбы связаны духовными нитями. Храм не закрывался. В середине 1930-х г. после разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии патриарха. В 1944 г. он был погребен в Никольском приделе собора. Богоявленский собор - один из немногих отечественных храмов, которому, с Божией помощью, удалось избежать безнравственного акта закрытия и осквернения. В нем всегда было все необходимое для полноценной конфессиональной жизни - иконы, богослужебные книги, литургические предметы. Однако советский дамоклов меч постоянно висел над собором. Из него хотели сделать и музей редких книг, и кинотеатр. Но всероссийский Богоявленский кафедральный собор выстоял в столь тяжкой для церкви борьбе с атеистическим бесчинством и дожил до светлых дней возрождения церковной жизни. С 1945 года Богоявленский собор в Елохове служит Патриаршей кафедрой. После того, как Патриаршия Всероссийская кафедра переместилась в храм Христа Спасителя, Елоховский собор стал Патриаршей Московской кафедрой. Святыни: * Чудотворная Казанская икона Божией Матери * Мощи свт. Алексия, митр. Московского * Чудотворный образ святителя Николая * Чтимый образ Божией Матери "Взыскание погибших" Богослужение ежедневное. Литургия в 8 часов, после литургии молебен с освящением воды; вечером начало службы в 17 часов в зимнее время и в 18 часов в летнее время. Службы с акафистом вечером: по воскресным дням свт. Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу — (рака с мощами) По вторникам перед образом Божией Матери «Взыскание погибших» (чтимый образ) По средам свт. Николаю — чудотворный образ По пятницам перед образом Божией Матери «Казанской» — чудотворный образ По воскресным и праздничным дням две литургии в 6 часов 30 минут и в 9 часов 30 минут Таинство крещения совершается: По субботам и воскресеньям — в 9, 12, 15 часов. В остальные дни недели в 11 часов и в 15 часов. Таинство венчания совершается с участием хора — по воскресеньям, понедельникам, средам и пятницам.
Адрес: Москва, ул. Спартаковская, дом 15 Телефон: 8 (499) 267-75-91 Проезд: Метро Бауманская, тролл. 22, 25, авт. 40, 152
ДОНСКОЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. Главный стан русского воинства, защищавшего столицу, располагался тогда между Серпуховской и Калужской дорогами. В центре его возвышалась походная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. В этом храме пребывала Донская икона Божией Матери, овеянная древними преданиями, связанными с победой на Куликовом поле. 4 июля произошло первое столкновение с противником. Врага удалось отбросить, но опасность не миновала. Гирей стоял у стен Москвы. В тот день царь Феодор Иоаннович с дерзновением веры сказал одному из приближенных, что ночью «поганые побегут» от русской столицы. И действительно, на рассвете Казы-Гирей бежал, бросив обозы и награбленную добычу. В память о чудесном событии государь основал монастырь. На том месте, где стояла походная церковь, в 1591-1593 гг. был построен каменный храм, ныне это Малый собор Донского монастыря. Большой собор построен в 1684-1698 гг. в стиле нарышкинского барокко. Стены и башни обители возводились с 1686 по 1697 г. Над северными вратами обители была построена церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713-1714 гг.). Строительство колокольни над западными вратами монастыря велось под наблюдением трех знаменитых русских зодчих: с 1730 по 1733 г. колокольню строил Д. Трезини, в 1749-м - Д. В. Ухтомский, а достраивал архит. А. П. Евлашев в 1750-1753 гг. Многие драматические события русской истории не обошли стороной Донской монастырь. В 1612 г. он стал жертвой гетмана Ходкевича. В 1618 г. у стен обители русские полки дали отпор казакам гетмана Сагайдачного, действовавшего на стороне польского королевича Владислава. Во время чумного бунта 1771 г. близ монастыря толпой мятежников был убит архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский). Его могила находится в Малом соборе. В 1812 г. строения обители от пожара не пострадали, но французами был уничтожен ценнейший архив монастыря, похищены оклады с икон и церковная утварь. С XVII в. монастырь стал местом погребения московской аристократии. До настоящего времени монастырский некрополь сохранился неплохо. Среди лиц, погребенных в Донском монастыре, - писатель кн. Я. П. Шаховской, поэты М. М. Херасков и В. Л. Пушкин, драматург А. П. Сумароков, кн. С. Н. Трубецкой, историки кн. М. М. Щербатов и В. О. Ключевский, архит. П. Д. Барановский. В качестве семейных усыпальниц возникли на территории некрополя церкви прп. Александра Свирского (1796-1798 гг.), свт. Иоанна Златоуста (1888-1891, архит. А Венсан), прп. Иоанна Лесгвичника (1898 г.). Под больничным храмом Архангела Михаила (1714 г.; перестроен в 1806-1809 гг.) находится фамильный склеп кн. Голицыных. Официальной датой закрытия Донского монастыря считается 1918 г., но церковная жизнь в обители теплилась до конца 1920-х гг. В 1922-1923 гг. в одном из зданий монастыря жил под арестом святой исповедник Патриарх Тихон. В этом небольшом 2-этажном домике в настоящее время развернута экспозиция музея «Келья Патриарха Тихона». В 1934 г. часть монастырских строений передали Музею архитектуры, благоря чему они и сохранились. В 1946 г. возобновились богослужения в Малом соборе. Иноческая жизнь в обители начала возрождаться в 1991 г. 19 февр. 1992 г. в Малом соборе Донского монастыря были обретены мощи свт. Тихона, Патриарха Всероссийского. Богослужение: ежедневно полуношница и часы в 7 ч. Литургия в 8 ч., вечерня и утреня в 17 ч., по воскресениям. и праздникам - Литургии в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.
МОСКОВСКИЙ СВЯТО-ДАНИЛОВ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Официальная резиденция Патриарха Московского и Всея Руси. Древнейшая иноческая обитель Москвы. Основана св. блгв. кн. Даниилом Московским в 1282 г. Сын св. Даниила вел. кн. Иван Калита в 1330 г. перевел часть даниловской братии к кремлевскому храму Спаса на Бору, и со временем Данилов монастырь пришел в запустение. Его возрождение началось во времена царя Иоанна Грозного и свт. Макария, митр. Московского. В те годы в монастыре был построен и освящен храм во имя Святых отец Семи вселенских соборов (древнейшая постройка в обители). В основе своей собор относится к XVI в., но затем он неоднократно перестраивался в XVII-XVIII вв. На протяжении своей истории Свято-Данилов монастырь неоднократно становился ареной значительных событий в жизни нашего Отечества. В 1591 г. у его стен располагался «гуляй-городок» - подвижная крепость, принявшая на себя удар полчищ крымского хана Казы-Гирея. У Данилова монастыря 1 дек. 1606 г. собрал свои полки выдающийся русский военачальник М. В. Скопин-Шуйский, с тем чтобы нанести сокрушительный удар по мятежным отрадам Ивана Болотникова. В сентябре 1610 г. отряды Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни обители. После Смутного времени обитель быстро восстановили. 30 августа 1652 г. в монастыре состоялось обретение св. мощей его основателя. Во время наполеоновского нашествия строения монастыря остались неповрежденными, но часть имущества обители была разграблена, храмы осквернены. В 1833-1838 гг. по проекту архит. О. И. Бове в обители возводится Троицкий собор, освященный свт. Московским Филаретом (Дроздовым). До революции монастырь был известен своим некрополем. На кладбище монастыря обрели последнее земное пристанище великий русский писатель Н. В. Гоголь, поэт, богослов и общественный деятель А С. Хомяков, другие видные представители славянофильства (Ю. Ф. Самарин, князь В. А Черкасский, А И. Кошелев), ученый-славист Ю. В. Венелин, поэт Н. М. Языков, духовная писательница Н. А Бахметева, художник В. Г. Перов, основатель Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн. После закрытия монастыря некрополь был уничтожен, лишь несколько захоронений было перенесено на другие кладбища. После революции обитель закрывали в несколько этапов, но еще в середине 1920-х гг. в монастыре проживало около 30 монашествующих. В этот период Свято-Данилов монастырь стал оплотом Православия в борьбе с обновленческим расколом, центром старчества, приютом для архиереев, насильственно лишенных своих кафедр. В 1931 г. строения обители были заняты исправительным учреждением для несовершеннолетних. Богослужения продолжали совершаться до 1932 г. в соседней церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе. После ее закрытия бесследно исчезли мощи св. Даниила Московского. В настоящее время раки с частями мощей святого князя выставлены для поклонения в Троицком соборе и соборе Святых отец Семи вселенских соборов, в Покровском храме находится икона с частицей его мощей. Также в алтаре Покровского храма находится большой мощевик с 20 частицами мощей прпп. отцов Киево-Печерских, мощи прп. Саввы Сторожевского, аналойная икона прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких с большими частицами их мощей. В Троицком соборе находится икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, в храме прп. Серафима Саровского - икона святого, его келейные четки, частичка его мантии и часть камня 1000-дневного моления. В Покровском храме находится рака с мощами новопрославленного прп. Георгия Даниловского чудотворца. В мае 1983 г здания монастыря были переданы Русской Православной Церкви и в кратчайший срок восстановлены православными. В 1988 г. Свято-Данилов монастырь стал центром юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В его стенах проходят Архиерейские Соборы, различные церковнообщественные мероприятия. В настоящее время в монастыре, помимо собора Св. отец и Троицкого собора, действуют храмы во имя прп. Симеона Столпника (в колокольне) и прп. Серафима Саровского - в подклете бывшего больничного корпуса. Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, находится в резиденции Патриарха Московского и всея Руси. Рядом с монастырем на Тульской пл. воссоздана часовня в честь св. блгв. князя Даниила Московского и установлен памятник святого. На территории Свято-Данилова монастыря располагается Отдел внешних церковных сношений. При монастыре действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках Российских, о традициях старчества в Русской Православной Церкви. Свято-Данилов монастырь осуществляет издательскую деятельность.
Даниловский вал, 22 Метро Тульская
НОВОСПАССКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Монастырь был переведен от храма Спаса на Бору на нынешнее место в 1490 г. и получил название «Спас Новый», или Новоспасский. Первоначально все строения обители, кроме соборной церкви Преображения Господня, были деревянными, равно как и монастырские стены, выдержавшие набеги чужеземцев: крымских ханов Казы-Гирея (1571 г.) и Девлет-Гирея (1561 г.), а также польско-литовских интервентов. В Смутное время монастырь был разорен. В царствование государей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича обитель достигла своего расцвета. В эти годы в монастыре ведется большое каменное строительство (в связи с этим возле монастыря возникла целая слобода каменщиков, о существовании которой напоминают названия улиц: Большие и Малые Каменщики). На месте прежнего возводится новый Преображенский собор, выстроенный по образцу Кремлевского Успенского собора и освященный в 1649 г. До настоящего времени в соборе сохранился иконостас XVIII в. с иконами XVII в., уцелели настенные росписи. В храме пребывают частицы мощей прп. Серафима Саровского, ап. и ев. Марка, свт. Иоанна Златоуста, прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны, других угодников Божиих. На северной стене западной части соборной паперти - остатки чтимого образа Спасителя (фреска). Кроме соборного Спасо-Преображенского храма в обители сохранились: церковь во имя свт. Николая Чудотворца (1652 г.), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1673-1675 г.), надвратная (в колокольне) церковь во имя прп. Сергия Радонежского (1759-1785 гг.), Знаменская церковь-усыпальница (1791-1795 гг.), под алтарем которой похоронены представители рода Шереметевых. Небольшая часовня у восточной стены монастыря указывает на место погребения подвижницы XVIII ст., невольной затворницы инокини Досифеи (в миру кн. Августы Таракановой) - дочери от тайного, но законного брака императрицы Елисаветы Петровны с гр. А. Г. Разумовским. Новоспасский монастырь сильно пострадал в 1812 г. Французы осквернили храмы, разграбили имущество окрестных жителей, укрытое под кровлей соборного храма. Наместник монастыря, престарелый о. Никодим, был подвергнут пыткам и лишь чудом остался жив. В те страшные дни на кладбище монастыря был похоронен замученный французами священник соседней церкви Сорока мучеников о. Петр Вениаминов (Гаврилов). После французского нашествия обитель быстро оправилась. В течение XIX в. ее храмы и другие здания неоднократно обновлялись. Большие работы проводились в преддверии 300-летия Дома Романовых: Новоспасский монастырь особенно почитался российскими государями из этой династии. В усыпальнице под Спасо-Преображенским собором похоронены царские прародители: мать царя Михаила Феодоровича инокиня Марфа, боярин Роман Юрьевич Захарьин - отец царицы Анастасии, Никита Романович Юрьев-Захарьин - отец Патриарха Филарета, другие представители рода Романовых и их родственники: Оболенские, Сицкие, Трубецкие, Ярославские, Нарышкины, Гагарины, Новосельцевы. Над входом в усыпальницу в начале XX в. был устроен портал в русском стиле с мозаичной иконой Нерукотворного Спаса. В годы, последовавшие за закрытием монастыря, когда на его территории разместили концлагерь, усыпальница Романовых подвергалась систематическому расхищению. В настоящее время захоронения в подклете Преображенского собора приводятся в порядок. 17 сент. 1995 г. в Новоспасский монастырь перенесены останки вел. кн. Сергея Александровича, убитого революционером Каляевым в 1905 г. в Кремле. Монастырь закрыли в 1918 г., а его строения обратили в концлагерь. Затем здесь размещался филиал Таганской тюрьмы, архив НКВД. Последний храм (Никольский) был закрыт в 1926 г. В кон. 1920 - нач. 1930-х гг. был полностью уничтожен монастырский некрополь. В 1991 г. Новоспасский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. 22 марта 1991 г. состоялось малое освящение Спасо-Преображенского собора. В монастыре 6 иеромонахов, 8 иноков, 8 послушников. Монастырский хор под управлением игум. Митрофана по праву считается одним из лучших в России. При монастыре действует воскресная школа, школа иконописи. Для богомольцев открыта иконная и книжная лавка. Начата собственная издательская деятельность трудами архим. Иннокентия Просвирина, который жил в Новоспасском монастыре на покое, здесь же похоронен († 12 июля 1994). Святыни храма: Мощевик с частицами мощей свт. Спиридона Тримифунтского, вмч. Пантелеимона, вмц. Варвары, свт. Димитрия Ростовского, свт. Феофана Затворника, св. Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Тихона, Иннокентия и Филарета, прп. Серафима Саровского и др., Мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых, Выносной резной крест с мощами Владимирских святых, Чтимая икона Смоленской Божией Матери, вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича, Икона Божией Матери Всецарица, список с афонского образа, Икона мц. Татианы с частицей мощей. Монастырь основан около 1330 г. при великом князе Иване Калите. Здесь покоятся предки царственного дома Романовых, находится усыпальница инокини Досифеи (Августы Таракановой, дочери Елизаветы Петровны). Богослужение: ежедневно: Полуношница в 7 ч., часы и Литургия в 8 ч., вечерня и утреня в 17, по воскр. и праздн. Литургия в 9 ч., по великим праздн. - в 10, накануне всенощное бдение в 17 ч.
Крестьянская пл., 10 Телефон 276 9570 Метро Пролетарская
СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Монастырь основан в 1395 г. и назван в честь установленного в Москве праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от полчищ хана Тамерлана 26 авг./8 сент. Монастырь основан на Кучковом поле, где был встречен жителями Москвы чудотворный образ. Было установлено совершать 26 авг./ 8 сент. крестный ход из Успенского собора в монастырь. Храмов было три: каменный в честь Владимирской иконы Божией Матери (1689 г.) с приделом во имя Рождества св. Иоанна Предтечи (1706 г.); в честь св. Марии Египетской (1385 г, возобновлён в 1784 г.) с приделом во имя Сретения Господня (1706 г.); в честь свт. Николая Чудотворца с приделом во имя Всех святых. На протяжении всей своей истории Сретенский монастырь продолжал оставаться центром московских крестных ходов. Во времена общественных потрясений монастырь оставался в центре событий: и во времена набегов ханов на Русь, и в период Смуты 1611-1613 гг. Середина XVII в. была временем особого благосостояния Сретенского монастыря. Многие царские паломничества начинались и заканчивались в Сретенском монастыре. Царская семья делала ценнейшие вклады в монастырь. Наибольшего расцвета Сретенский монастырь достиг к самому концу VII в., при царе Феодоре Алексеевиче. В это время в монастыре было развернуто большое строительство. В 20-е г. XVIII в. монастырское хозяйство стало приходить в упадок. Страшный удар по монастырю нанес московский пожар 1737 г. В 1764 г. Сретенская обитель, ещё не оправившаяся от пожара, была преобразована в заштатную, и в ней было разрешено пребывание лишь 14 человек. Восстановление монастыря произошло при митр. Платоне (Левшине). К концу XVIII в. жизнь в монастыре мало-помалу наладилась. В 1812 г. монастырь вновь оказался в центре исторических событий. Бородинское сражение произошло как раз в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, 26 авг./ 8 сент. Как и в 1612 г., монастырь уцелел во время московского пожара, но был ограблен французами. В 1917г. началось выселение монахов из монастыря и захват монашеских келий. В 1922 г. под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья в монастыре изъяли все иконы, серебряные напрестольные кресты, Евангелия в драгоценных окладах, шитые жемчугами митры, богослужебные предметы и сосуды. В 1926 г. монастырь был обращен в приход. Одним из последних настоятелей монастыря был сщмч. Иларион (Троицкий). С 1928 г. началось разрушение монастырских построек. Вначале разобрали древнюю церковь Сретения Господня, затем - храм свт. Николая. Потом снесли колокольню, кельи и церковь св. Марии Египетской. До настоящего времени в монастыре сохранились лишь Владимирский собор, палаты и бывшие служебные помещения. После закрытия собора в нём организовали общежитие для офицеров НКВД. На территории монастыря хоронили сотни людей, по ложным обвинениям умученных и расстрелянных в застенках Лубянки. В 1958-1962 гг. собор был отреставрирован, в 1990 г. сюда въехал Научно-реставрационный центр им. Грабаря. С 1991 по 1994 г. в храме располагался приход. В 1994 г. при приходе разместилось подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Начала вновь налаживаться монастырская жизнь. Ныне Сретенский монастырь получил статус ставропигиального. При монастыре создано высшее богословское учебное заведение: Сретенское высшее православное монастырское училище. Действуют воскресная школа и центр «Преодоление», занимающийся реабилитацией наркозависимых. Недавно началась жизнь в Свято-Серафимовском скиту монастыря (находится в Рязанской епархии в 250 км от Москвы). Также к Сретенскому монастырю относится небольшая женская обитель в честь св. Илии Пророка. Живут там семь послушниц. 9-10 мая 1999 г в Сретенском монастыре состоялось прославление сщмч. Илариона, ариепископа Верейского (1886-1929 гг). Ныне мощи сщмч. Илариона покоятся в соборе Сретенской обители. Богослужение: В понедельник, среду и пятницу Братский молебен и полуношница в 6.30, Литургия в 7.30. В воскресенье Литургия в 10 ч. Вечернее богослужение в 18 (зимой в 17) ч.
ул. Большая Лубянка, 19 Телефон 928 7854 Метро Тургеневская
БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Монастырь основан в 1386 г. матерью героя Куликовской битвы кн. Владимира Андреевича Храброго, супругой кн. Андрея Ивановича Серпуховского кн. Марией на городской окраине, на крутом берегу реки Неглинки, на самом краю Кучкова поля. В 1501-1505 гг. в обители возвели каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, окруженный в настоящее время пристройками XVII-XX в. Новый собор пострадал во время пожара 1547 г., но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII ст. пристроили трапезную. В конце XVIII в. собор оказался окруженным с северной и южной сторон крытой папертью, в которой в XIX в. были устроены приделы Сошествия Святого Духа (1814 г.) и свт. Димитрия, митр. Ростовского (1820 г.). В 70-е гг. XVII в. с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу кн. Лобановых-Ростовских, надстроенную в XIX в. вторым этажом, в котором разместилась монастырская ризница. На средства кн. Фотинии Ивановны в 1676-1687 гг. была построена каменная церковь свт. Иоанна Златоуста. В XVI в. над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII в. и замененная шатровой колокольней, которую в 1835 г. разбил удар молнии. Колокольня над Святыми вратами построена в 1835-1836 гг. по проекту архит. Н. И. Козловского. В нижнем ярусе колокольни на средства С. И. Штерич устроили церковь во имя сщмч. Евгения, еп. Херсонского. Сохранились здания келий (XVII-XIX вв.), расположенные вдоль вост. стены монастырской ограды, а также настоятельские корпуса. Здание церкви Казанской иконы Божией Матери с трапезной возвели в 1904-1906 гг. по проекту архит. Виноградова в русско-византийском стиле. Строительство каменной ограды с четырьмя угловыми башнями было осуществлено в 1671 г. на средства кн. Ф. И. Лобановой-Ростовской. В 1882 г. обитель получила новую ограду, возведенную частично на основании прежней. В начале XX ст. в Рождественском монастыре было достаточно много подвизающихся: игумения, 23 сестры, 15 указных и 210 неуказных послушниц. При обители действовал приют для девочек-сирот и церковно-при-ходская школа. Рождественский монастырь закрыли в 1922 г. От древнего монастырского кладбища не сохранилось почти никаких следов. В монастыре в свое время были погребены: его основательница кн. Мария (в схиме Марфа, † 2 дек. 1389), супруга Владимира Андреевича Храброго кн. Елена ( † 1452), представители рода Лобановых-Ростовских. С 1989 г. в Рождественском соборе возобновлены богослужения. Монастырь существует с июля 1993 г. Богослужение: ежедн. полуношница, акафист в 7 ч., Литургия в 8 ч., по воскр. и праздн. полуношница в 8, Литургия в 9 ч., вечернее богослужение в 17 ч.
Улица Рождественка, 20 Телефон: 921 3986 Метро Кузнецкий мост, Чистые пруды, Цветной бульвар
ЗАЧАТЬЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Древнейший женский монастырь г. Москвы. Был основан в 1360 г. свт. Алексием, митр. Московским. Первыми насельницами обители были его родные сестры: игум. Иулиания и монахиня Евпраксия. После пожара 1547 г. монастырь был перенесен на другое место, в урочище Чертолье ближе к Кремлю. На старом месте осталась небольшая монашеская община, вновь ставшая монастырем в 1584 г. по распоряжению царя Феодора Иоанновича. Тогда же были выстроены храмы Зачатия прав. Анны с приделом вмч. Феодора Стратилата и Рождества Богородицы. Во время польско-литовского нашествия 1612 г. монастырь сильно пострадал, но был возрожден. В 1696 г. был построен надвратный храм Нерукотворного Спаса. В 1804-1807 гг. на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия прав. Анны, вмч. Феодора Стратилата, свт. Алексия, митр. Московского и Казанской иконы Божией Матери. В обители была богадельня для престарелых инокинь, рукодельная мастерская. В середине XIX в. для богадельни было выстроено каменное здание с храмом Сошествия Святого Духа. Монастырь был закрыт в 1927 г. Некоторые иконы были перенесены в храм прор. Илии Обыденного. В Зачатьевском монастыре служил свою последнюю Литургию свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России. В 1930-е гг. Рождественский собор, колокольня и храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были разрушены до основания, Духосошественская церковь была полностью перестроена, монастырские стены были частично разрушены. В 1960-е гг. надвратный храм, выстроенный в стиле московского барокко, был отреставрирован. В 1993 г. возобновились богослужения. В монастыре открыта богадельня, работает пошивочная мастерская, создается библиотека. На территории монастыря до сих пор находится средняя школа. Святыни храма: Икона Божией Матери Милостивая, Икона вмч. Георгия Победоносца, Икона вмч. Пантелеимона с частицей мощей, Мощевик с частицами мощей новомучеников и исповедников Российских, Место погребения основательниц монастыря Игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Монастырь основан в 1360 г. святителем Алексием, митрополитом Московским. Здесь служил свою последнюю Литургию святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея России. Богослужение: По пятницам, субб., воскр. и праздн. Литургия в 8 ч., накануне воскресных и праздничных дней всенощное бдение в 17 ч. 2-й Зачатьевский пер., 2 Телефон: 203 1512 Метро Кропоткинская, Парк культуры, далее троллейбус 31, остановка Улица Дмитриевского
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В самом центре Москвы, недалеко от Кремля, на высоком холме близ улицы Солянки расположен Иоанно-Предтеченский монастырь, который принадлежит к числу древнейших женских обителей нашего города. Божиим промыслом возрождение монастыря началось в 1992г. С этого момента община сестер под духовным руководством настоятеля храма св. равноапостольного кн. Владимира прот. Сергия Романова занималась восстановлением обители. 11 августа 2000 г. накануне торжественного прославления новомучеников и исповедников Российских Священный Синод принял решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей обители назначена матушка Афанасия из Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии. Основную территорию и большую часть монастырских зданий занимает и ныне Московский Университет МВД, но, уповая на помощь Божию, обитель возрождается и ведет реставрацию величественного монастырского собора и колоколен. Конечно, нуждается монастырь в щедрых благотворителях, в тех, кто пожелает потрудиться для его возрождения; будет рада обитель каждому, кто поделится семейными воспоминаниями об истории монастыря, и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния. Святыни храма: Частицы мощей Иоанна Предтечи. Малый Ивановский пер., 2 Метро Китай-город Телефон: 924 7521 (часовня), 924 0150 (сестринский корпус)
НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Новодевичий монастырь основан вел. кн. Василием III в память о возвращении Смоленска в состав Русского государства. Монастырь, основанный в 1524 г. в урочище Лужники, получил наименование «Пречистые Одигитрии Нового девичьего», или Новодевичьего, - в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумений схимонахини Елены Девочкиной. Древнейшая постройка монастыря - собор в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенный в 1524-1525 гг. знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным. Роспись стен храма относится к 1526-1538 гг., сводов - ко времени царствования Бориса Годунова. В XVII-XVIII вв. фрески собора неоднократно поновлялись. Великолепный пятиярусный иконостас устроен в 1683-1685 гг. мастерами Оружейной палаты по повелению царевны Софьи Алексеевны. В храме пребывает чтимая Смоленская икона Божией Матери - точный список с чудотворного образа, выполненный в 1456 г., и Иверская икона Божией Матери - один из списков, доставленных в Россию со Святой Горы Афон в XVII в. Успенская трапезная церковь обители (1685-1687 гг.) является в настоящее время кафедральным храмом митрополитов Крутицких и Коломенских, чья резиденция иконы Божией Матери. Над главным входом в обитель возвышается церковь Преображения Господня, построенная в 1683-1685 гг. в стиле московского барокко. Над южными воротами - Покровская церковь (1683-1688 гг.), в архитектурном облике которой ощущается влияние южнорусского зодчества. К юго-западу от Смоленского собора располагается старая трапезная с палатами Ирины Годуновой и церковью во имя свт. Амвросия Медиоланского. Этот храм был закрыт последним из церквей Новодевичьего монастыря: еще в 1928 г. он действовал. Главная вертикаль архитектурного ансамбля монастыря - колокольня высотой 72 м (1690 г.). В старину Новодевичий монастырь был местом пребывания многих инокинь знатного происхождения. В 1598 г. в обители поселилась вдова царя Феодора Иоанновича царица Ирина, принявшая монашество. 21 янв. 1598 г московский люд во главе с Патриархом Иовом умолил находящегося в монастыре брата Ирины, Бориса Годунова, принять бразды правления Русским государством. В разное время в обители пребывали: инокиня Сусанна (в миру - царевна Софья Алексеевна, сестра Петра I), первая супруга царя-преобразователя Евдокия Лопухина. В войну 1812г. французы перед уходом из Москвы заминировали здания обители, но мужество и решительные действия насельниц обители предотвратили несчастье. Закрытие монастыря последовало в 1922 г. С 1934 г. по настоящее время в монастыре размещается филиал Гос. ист. музея. В 1930-е гг. была уничтожена значительная часть монастырского некрополя. Сохранились памятники на могилах поэта-партизана Д. В. Давыдова, историка М. П. Погодина, археолога гр. А. С. Уварова, писателей М. Н. Загоскина и И. И. Лажечникова; оставлено фамильное захоронение Соловьевых: историка С. М. Соловьева, его сына философа В. С. Соловьева и дочери, писательницы П. С. Соловьевой (псевд. Allegro); всего около 100 из 3 тыс. бывших прежде. С Новодевичьим монастырем связано возрождение московских духовных школ. 14 июня 1944 г. в стенах обители начали свою работу Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы, переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария. В 1994 г. в стенах древней Новодевичьей обители началось возрождение монашеской жизни. 10 авг. 1999 г., в день Смоленской иконы Божией Матери, состоялось торжественное возобновление почитания прп. схиигум. Елены, первой игумений монастыря. 16 дек. 1999 г. на 86-м году жизни скончалась настоятельница монастыря игум. Серафима (Чёрная). С ее именем связано возобновление монашеской жизни в стенах древней московской обители. Святыни храма: Чтимая Смоленская икона Божией Матери, Чтимая Тихвинская икона Божией Матери. Монастырь был основан около 1524 г. На территории монастыря находятся могилы известных людей. Богослужение: ежедн.. Литургия в 8 ч., вечерня, утреня в 17 (летом в 18) ч., по воскр. и великим праздн. Литургии в 7 и 10 чаосв, накануне всенощное бдение в 17 (летом 18) ч. Новодевичий пр., 1 Телефон: 245 3168
Метро Спортивная
ПОКРОВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ У ПОКРОВСКОЙ ЗАСТАВЫ
Монастырь основан в 1635 г. царем Михаилом Феодоровичем. Соборный храм обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы выстроен в 1806 г. на месте обветшавшей Покровской церкви, существовавшей здесь с XVII в. Во время наполеоновского нашествия Покровский, храм вместе со всей обителью подвергся разорению и поруганию. В 1814-1815 гг. трудами иноков и монахов, на пожертвования многочисленных благотворителей ему было возвращено прежнее благолепие. В 1926 г. Покровский монастырь был закрыт, и здесь на долгие десятилетия прервалась монашеская и богослужебная жизнь. Здания заняли организации, на бывшей территории кладбища находилась танцплощадка. 24 нояб. 1994 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возобновлении Свято-Покровского монастыря. Основной задачей насельниц обители стало воссоздание былого благолепия двух соборных храмов: Воскресения Словущего и Покрова Пресвятой Богородицы. В восстановленном нижнем храме Покровского собора освящены 3 престола: во имя свт. Ионы, митр. Московского; прпп. Илариона Великого и Нила Столобенского. На храме Воскресения Словущего установлены 2 купольных креста. Многие организации, бывшие раньше арендаторами, помогают монастырю. 2 мая 1999 г. в Свято-Покровском женском монастыре в лике местночтимых святых была прославлена блаженная старица Матрона Московская - Матрона Дмитриевна Никонова. Родившаяся в Тульской губ. в благочестивой крестьянской семье, она была слепой от рождения, но с младенческих лет получила от Бога дар духовного зрения. В 1929 г. она переселилась в Москву, ставшую местом ее подвижнического служения и праведной кончины. Преследуемая безбожниками, подвижница находила приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления и молитвенной помощи. По ее молитвам совершались исцеления немощных, расслабленных, страждущих от душевных и телесных болезней. Ее пророчества и предсказания многим людям помогли избежать опасностей и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях. Праздничную Литургию совершил Святейший Патриарх Алексий II с собором архипастырей и духовенства в верхней церкви Покровского собора. Непрестанно возносится у святых мощей дивной старицы молитва: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»
Таганская ул., 58 Метро Марксистская
БЫВШИЙ ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Петровский мужской монастырь «на Высоком» впервые упоминается в летописях 1377 г. Отстроенный уже при Димитрии Донском монастырь вплоть до XVII в. назывался еще и Петропавловским. Первым архимандритом его был Иоанн, известный тем, что впервые ввел в Москве общежительный монастырский устав. В XV-XVII вв. Петровский монастырь постепенно расширялся, входил в северную линию монастырей - форпостов столицы. В 1514-1517 гг. был построен собор митр. Петра, затем - Боголюбская церковь (1686 гг.), колокольня с Покровской церковью (1696 г.) и ограда, храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1702 г.). В XVIII в. - церковь во имя Толгской иконы Божией Матери (1750 г.), церковь Пахомия (1755 г.). Главными святынями монастыря были Боголюбская, Влахернская и Владимирская, чудотворная Казанская и Толгская иконы Божией Матери. Петровский монастырь не раз страдал от пожаров (1493 г.; XVII в.). Его ограбили и осквернили французы в 1812-м. У колокольни похоронили москвичей, расстрелянных по приговору французского трибунала. Петровский монастырь был довольно богат. В 1678 г. он владел 519, а в 1700-м - 612 крестьянскими дворами. В середине XVIII ст. обитель имела 5998 душ крестьян, к ней приписаны были Льгов монастырь под Рыльском и Медвежья пустынь близ Дмитрова. В начале XX в. в монастыре жили архимандрит и 14 монахов. Долгое время в монастыре размещались различные духовные и богоугодные учреждения: в 1771 г., во время чумы, карантин и лечебница, с 1770-х по 1903 г. - духовный цензурный комитет, епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. После 1917 г. Петровский монастырь приютил архиереев, прогнанных властями, а также вернувшихся из ссылки. В 1923 г. настоятель архиеп. Варфоломей, викарий Московской епархии, принял в обитель братию закрытой Зосимовой пустыни. В 1924 г. закрыли Сергиевский храм, в 1926-м - Покровский и Толгский. В том же 1926 г. был закрыт и сам монастырь, но Боголюбская церковь продолжала действовать как приходская. 5 апр. 1929 г. президиум Моссовета постановил закрыть Боголюбский собор. Владыка Варфоломей отслужил в нем последнюю вечерню. Собор отдали в аренду «Зернотресту», который в 1930 г. сломал кресты и купола, устроил в храме мастерскую по ремонту комбайнов. Началось разграбление обители: на склад Мосфинотдела вывезли более 300 облачений священников, 40 пуд. цветного лома, 2 кг серебра, позолоченый иконостас. В 1930-е гг. над монастырем нависла даже угроза полного сноса «ввиду расширения Петровки», но, к счастью, этот проект не был реализован. В 1950-е гг. началась реставрация монастыря. Его здания отданы были различным культурным учреждениям, в том числе Литературному музею. Возрожден мужской Высокопетровский монастырь в начале 1990-х. В его стенах работал отдел образования и катехизации Московской Патриархии, размещалось патриаршее подворье. С 1992 г. совершаются богослужения в храме во имя прп. Сергия Радонежского. Главный престол храма - прп. Сергия Радонежского; приделы - свтт. Алексия, митр. Московского, и Митрофана Воронежского.
ул. Петровка, 28 Метро Чеховская, Пушкинская
СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим в Москве монастырским храмом, построенным в XV веке и сохранившимся до нашего времени. Находится на Андроньевской площади, названной так по монастырю в Рогожской слободе. В 1358 году митрополит Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте Золотой Рог близ Константинополя. Он дал обет, что если останется жив, то построит в Москве собор в честь того святого, чья память праздновалась в тот день. Буря застигла его в день Спаса Нерукотворного, и, вернувшись в Москву, в 1361 году Алексий основал в Заяузье Спасский монастырь с главным деревянным собором в честь Спаса Нерукотворного. Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о бухте, где митрополита застала стихия, и позднее одна из улиц старинной Рогожской слободы стала называться Золоторожским валом. Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный к лику святых, поэтому монастырь теперь называется Спасо-Андрониковым. В монастыре долгое время сохранялся колодец, выкопанный его руками. Место, где был основан монастырь, вошло в историю. На берегу Яузы проходила дорога из Москвы в Орду. Здесь князь Всеволод Юрьевич встретил татарского хана Батыя. По этому пути против Тамерлана (Тимура) выступил великий князь Василий Дмитриевич. Дорога тогда называлась Болвановской, что, вероятно, также было связано с путем в Орду. Вглубь России дорога вела в Нижний Новгород, на Урал и в Сибирь, и в будущем стала именоваться знаменитой Владимиркой, начинавшейся чуть далее от Спасо-Андроньевского монастыря, на площади у Рогожской заставы (ныне - Шоссе энтузиастов). Близ Спасского монастыря митрополит Киприан благословил князя Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой с Куликовской битвы. Видел монастырь и литовских князей Ольгердта и Кейстута, и Тохтамыша, разорившего обитель, и Наполеона. Сентябрьской ночью 1812 года, разбив ворота, сюда ворвались французские солдаты. Через два дня разграбленный монастырь загорелся: огонь перекинулся на него от соседней Сергиевской церкви. Чудом о не пострадали мощи св. Андроника и св. Саввы - сень над ними не сгорела. После пожара наполеоновские захватчики расположились в монастыре на постой и образа кололи на дрова. При игумене Александре в 1420 году на месте деревянного собора был возведен новый, каменный, сохранившийся до наших дней. Расписывали его знаменитые древнерусские мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены, по старым сведениям - в соборе на том месте, где стояла его колокольня. В настоящее время их могилы утеряны и существует миф о том, что это произошло после революции. Однако это не так. Одним из последних плиту на могиле преподобного Андрея Рублева видел историк Миллер в конце XVIII века. А уже в начале XIX века появились записи о том, что великие иконописцы были погребены под старой колокольней, которая разобрана и место сровнено с землей. Есть версия, что тогда и были утрачены их могилы. Вероятно, что это произошло тогда, когда стали возводить традиционную положенную в то время огромную надвратную колокольню и сломали старую, на территории монастыря. В 30-х годах архитектору П.Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так была потеряна единственная ниточка, которая, возможно, вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева. В старину этот монастырь был традиционным местом погребения московской аристократической знати - и не только живших в районе Рогожской и Таганки купцов, промышленников, но и всей Москвы. Здесь были похоронены родители и родственники царицы Евдокии Лопухиной, (которая устроила в монастыре церковь св. Михаила Архангела с трапезной), Барятинские, Трубецкие, Над могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор И.Витали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур. Еще монастырь известен тем, что здесь, в погребе, на цепи, без света и пищи, трое суток сидел в плену протопоп Аввакум. Потом его еще три месяца держали здесь взаперти в одном из помещений. В XVII веке монастырь стал "божедомским" и в нем отпевали скончавшихся внезапною или насильственой смертью. В самом конце XVIII века была построена огромная надвратная колокольня, одна из красивейших в Москве, по проекту московского архитектора Родиона Казакова, много строившего в том районе однофамильца и ученика Матвея Казакова. По его замыслу колокольня должна была быть выше Ивана Великого, но Павел I приказал уменьшить ее и не строить выше главной кремлевской колокольни по строгой старомосковской традиции. Тип такой надвратной колокольни, возводимых в московских монастырях в конце XVIII столетия можно увидеть в ближайшем Новоспасском монастыре. После революции монастырь сильно пострадал. В 1919 году в нем были устроены пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района. Весной 1922 года изъяли ценности и разместили здесь колонию для беспризорных детей. Для них на территории бывшего монастырского кладбища была устроена футбольная площадка. В 1930 году была взорвана колокольня. В юбилей 800-летия Москвы деятели культуры внесли предложение открыть в Спасо-Андрониковом монастыре музей древнерусской живописи им. Андрея Рублева. Музей был открыт и существовал вплоть до возвращения монастыря Православной Церкви в 1989 году. Работает и сейчас. 17 июля 1989 года, в первую годовщину причисления Андрея Рублева к лику святых, в соборе прошла литургия. Во вновь открытом храме на северной стене установили мраморную плиту в память о том, что здесь были похоронены преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный. Потом она была убрана. В настоящее время монастырь действует как приходской храм, и богослужения проводятся регулярно.
Адрес: Андроньевская площадь, 10 Метро: Площадь Ильича, далее автобусами 40, 55, 125, 152, 237, троллейбусами, 45, 53.
ХРАМ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА В ЯСЕНЕВЕ (ПОДВОРЬЕ СВЯТО-ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ)
Святыни храма: частицы мощей преподобных Оптинских старцев. Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево с февраля 1997 г. является Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Центральный престол освящен в честь свв. Апп. Петра и Павла, левый предел - в честь вмц. Варвары, правый предел - в честь прп. Сергия Радонежского. Приставной престол храма освящен в честь иконы Божией Матери Знамение. В храме находятся частицы мощей св. апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, святителя Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), преп. Амвросия Оптинского (память его празднуется 10/ 23 октября), преподобных Оптинских Старцев: Льва (память 11/ 24 октября), Макария (память 7/ 20 сентября), Моисея (память 16/ 29 июня), Антония (память 7/ 20 августа), Илариона (память 18 сентября/ 1 октября), Анатолия Старшего (память 25 января/ 7 февраля), Исаакия I (память 22 августа/ 4 сентября), Иосифа (память 9/ 22 мая), Варсонофия (память 1/ 14 апреля), Анатолия Младшего (память 30 июля/ 12 августа), Нектария (память 29 апреля /12 мая). Богослужения в храме совершаются ежедневно по следующему расписанию: в Субботу Всенощное бдение в 17 час., в Воскресенье и Двунадесятые праздники две Литургии: ранняя - в 7:00 (часы и исповедь в 6:30), поздняя - в 10:00 (часы и исповедь в 9:30); в Воскресенье вечером, в 18:00 - молебен о недужных с акафистом нараспев, по окончании - Воскресная беседа об основах Православной веры. В понедельник в 7:30 - утреня, часы, Литургия. В остальные дни: Литургия - в 9:00 (часы и исповедь в 8:30), вечернее Богослужение - в 18:00. При храме действует Воскресная школа, братство по оказанию помощи заключенным, патронажная служба, открыта библиотека православной литературы. В праздничных Богослужениях участвует детский хор. В расположенном неподалеку (м. Коньково) доме престарелых (Пансионат № 6 ветеранов труда) существует приписной храм Воскресения Христова, в котором с 1997 г. священники храма свв. апп. Петра и Павла в Ясенево еженедельно совершают Богослужения.
Новоясеневский просп., 42 Телефон: 421-71-41 Метро Битцевский парк
ХРАМ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) В ЕНДОВЕ
Святыни храма: Икона Божией Матери Державная, Икона прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких с частицами мощей, Икона вмч. Пантелеимона с частицей мощей, Икона прпп. Оптинских Старцев с частицами мощей, Икона св. блгв. кн. Анны Кашинской с частицей мощей, Частица мощей вмч. Георгия Победоносца , Частица мощей свт. Феофана Затворника, Частица мощей прп. Серафима Саровского, Частица мощей св. блж. старицы Матроны, Поклонный крест в молитвенное поминовение всех православных христиан, в лютую годину безбожия на островах Соловецких пострадавших. Первый храм на этом месте построен до 1612 г. архиеп. Арсением Елассонским. Возле храма царь Иван Грозный построил первый царев кабак для опричников. Яндова, ендова - это медный сосуд для пива, браги, меда. Ныне же существующий храм построен в 1653 г. В 1935 г. был закрыт, в нем размещалось общежитие, затем склад, учреждения. В 1970-е годы частично отреставрирован. Богослужения возобновлены в 1993 г. Богослужение: ежедн., утреня в 7 ч., вечерня в 17 ч., по субб., воскр. и праздн. - Литургия в 8 ч.
Адрес: ул. Осипенко, 6 Метро Новокузнецкая, автобусы 25, К, троллейбус 25, остановка Балчуг. Телефон: 251-56-44
ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО В КУНЦЕВЕ
Земля для подворья была пожертвована в 1899 г. московским гражданином Сергием Прусаковым в память исцеления его супруги во время паломничества на Валаам. Здание подворья построено в 1900 г. по проекту известного арх. А.Н. Роопа. 18 октября 1901 г. сщмч. Владимир, митр. Киевский и Галицкий, освятил главный престол во имя прпп. Сергия и Германа Вааламских. 21 октября 1901 г. настоятель Валаамского монастыря игумен Гавриил освятил второй придел во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. На подворье также находились часовня во имя прпп. Сергия и Германа Валаамских. Нижний этаж облицован валаамским гранитом, а стены украшены колоннами из разноцветного валаамского мрамора. Иконостас с золоченой резьбой был изготовлен монашествующей братией, иконы были писаны В.Д. Гурьяновым. Величественный двухсветовой храм вмещал в себя 1000 молящихся. В храме находились: часть Ризы Божией Матери и частицы мощей валаамских святых, а также точный список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери. В часовне находилась особо чтимая Иерусалимская икона Божией Матери. Число насельников превышало 40 человек. В 1926 г. подворье было закрыто, насельники его разогнаны, частично арестованы. Здесь был арестован и мученически погиб архиеп. Астраханский Фаддей. Позднее здание было переоборудовано под поликлинику. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь, где провел несколько операций архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Звонница была разрушена, купол заделали бревнами. Плиточный пол был залит толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замурованы. Святыни, иконостас и вся утварь полностью разграблены. К 1993 г. здание пришло в аварийное состояние. Коммуникации не действовали, ставился вопрос о сносе здания. В 1999 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2000 году 31 мая церковь стала подворьем Саввино-Старожевского монастыря. В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.
Андреевский монастырь
Андреевский монастырь расположился на Андреевской набережной, д. 2 (станция метро Ленинский проспект). Он является частью так называемого Южного оборонного полукольца Москвы, в которое входят также Свято-Данилов, Новодевичий и Донской монастыри. Первое упоминание об Андреевском монастыре в летописях относится к XIV веку, хотя, согласно легенде, основан он был еще в веке предыдущем – XIII. Вплоть до 1593 года монастырь носил название Преображенской пустыни, а затем, в честь избавления Москвы от крымского хана Казы-Гирея, которое произошло в день мученика Андрея Стратилата, был переименован в Андреевский. К этому же событию было приурочено и возведение монастырского храма – изначально он был деревянным, а позднее, в 1675 году, стал каменным. Эта надвратная церковь, перестроенная в 1805 году, не так давно была отреставрирована – купол замощен темной черепицей, а башенка, являющаяся его основанием, покрыта цветными изразцами. В 1648 году в Андреевском монастыре боярином Ртищевым было основано первое просветительское учреждение в Москве, о чем имеется памятная табличка, расположенная с внешней стороны монастыря. Соседство ей составляют несколько старинных фресок. Сам монастырь расположен в виде каре, внутри которого, помимо уже упомянутой надвратной Андреевской церкви, находятся еще две церкви. Добротные крепкие монастырские стены были разобраны, видимо, еще в XVIII веке. Будет интересно для изучения и окружение Андреевского монастыря: Нескучный сад, Донской монастырь и Андреевский мост, в 1999 году ставший пешеходным.