В столичном метрополитене сразу три станции (Кольцевой, Арбатско-Покровской и Филевской линий) носят название «Киевская» (благодаря своему местонахождению рядом с Киевским вокзалом столицы), образуя единый транспортно-пересадочный узел.
«Киевская» (Арбатско-Покровская линия) открыта 5 апреля 1953 г. Авторы проекта В. М. Доброковский, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Морковский, художники В. Н. Аракелов, Л. А. Карнаухов, В. А. Коновалов, П. М. Михайлов, Г. И. Опрышко и др.
Представляет собой пилонную (самый старый и распространенный тип станций глубокого заложения, как правило состоит из трех залов: центрального и двух боковых) трехсводчатую станцию глубокого заложения (38 м).
Вестибюль станции (арх. И. Г. Таранов и Г. С. Тосунов) встроен в здание Киевского вокзала. Пышный интерьер соответствует стилю послевоенного строительства. Пилоны станции покрыты белым и черным уральским мрамором «коелга», имеют цветной керамический карниз с рисунком в украинском стиле. Путевые стены облицованы белым и серым мрамором, пол — из серого гранита. В оформлении станции использовались украинские мотивы. На сводах зала в лепных медальонах помещены 24 фрески, выполненные известным художником-монументалистом Г. И. Опрышко, который много лет был главным художником столичного метро. Вдоль всей станции расположены живописные полотна, посвященные теме «Жизнь трудящихся советской Украины». Со стороны платформ пилоны также украшены фресками с украинским орнаментом. В торце станционного зала находится большое мозаичное панно, изображающее праздник в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией.
По словам В. Литвинова, одного из авторов проекта (победил среди 42 творческих работ): «Фрески над пилонами центрального зала повествуют об интернациональной, советской Украине, республике, открытой миру, поэтому интерьер „Киевской“ — это зрительный образ праздника, создающий приподнятое настроение, выразившееся как в ее ритме, так и в цветовой гамме». Впечатление дополняют и люстры из граненого хрусталя, который отбрасывает узорчатые тени на своды.
Высокий купол потолка украшает мозаичное панно, выполненное из дорогих пород, на тему «Трудовые будни украинского народа». Белые мраморные колонны поддерживают карниз, за которым скрыты светильники.
«Киевская» (Кольцевая линия)
Открыта 14 марта 1954 г.
Авторы проекта Е. И. Катонин, В. К. Скугарев и Г. Е. Голубев, художники А. Г. Иванов, А. В. Мизин и Г. И. Опрышко.
Строительство последней станции было приурочено к 300-летней годовщине воссоединения Украины с Россией. В творческом соревновании приоритет был отдан украинским специалистам. Проект выбрали из семидесяти трех работ, представленных на конкурс, посвященный темам «История Украины» и «Дружба украинского и русского народов». В своей работе авторы использовали традиции украинского народного творчества.
Пространство станции максимально раскрыто, изящный свод опирается на невысокий цоколь из гранита, боковые части присоединяются параболическими арками, окаймленными лепным жгутом, что типично для украинской архитектуры XVII в. Путевые стены и низ пилонов облицованы светлым мрамором «коелга». У пилонов установлены мраморные скамьи.
18 пилонов декорированы мозаичными панно из смальты и ценных камней (художник А. В. Мизин) на тему дружбы и единства России и Украины. На одной из картин великий русский поэт Александр Пушкин слушает игру украинских бандуристов. На другой — великий украинский поэт Тарас Шевченко читает свои стихи известным русским литературным критикам Николаю Чернышевскому, Николаю Добролюбову, поэту Николаю Некрасову. Панно заключены в рельефный орнамент.
На торцевой стене центрального зала — строка из гимна СССР, мозаичный портрет В. И. Ленина и его слова о нерушимой дружбе двух народов. Центральный зал освещают роскошные люстры.
Адрес места: площадь Европы, Москва