A-AA+
г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице-Сергиева лавра основана Сергием Радонежским около 1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны.
Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединении русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский.
Основателями ее стали братья Стефан и Варфоломей, во иночестве — Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы — Паже. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы. Было это по одним сведениям—в 1337 году, по другим — в 1345 году. Так началась история Троице-Сергие-ва монастыря.
Это было время, когда распри удельных князей и татарщина терзали Русскую землю, когда «черный выход» — татарская дань — лежал тяжелым бременем на плечах народа. Но зревшие подспудно в глубине Руси процессы уже готовили эпоху национального Возрождения. По всей Залесской земле, подобно вспыхивающим огонькам свечей во мраке, стали появляться уединенные монастырские обители, которым суждено было сыграть большую роль в объединении Руси, в освобождении от ненавистного татаромонгольского ига. И одной из первых таких свечей стал монастырь преподобного Сергия, духовный оплот страны.
Вскоре Стефан покинул брата и ушел в московский Богоявленский монастырь. Преподобный Сергий остался в одиночестве. Постепенно, через два-три года, вокруг него собралось несколько монахов. В 1355 году преподобный Сергий ввел у себя в пустыни один из первых на Руси монашеских общежительных уставов. Строгость устава приняли не все монахи, часть из них ушла. Зато оставшиеся ученики Сергия с жаром принялись за работу — возводить здания будущего монастыря. Средства для этого дал смоленский архимандрит Симон.
Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью Св. Дмитрия Солунского над воротами. Позднее этот план — четырехугольник келий и собор в центре — распространился на все русские монастыри. Недаром впоследствии говорили, что св. Сергий был «начальник и учитель всем монастырям на Руси».
Сергий стал духовником князя Дмитрия Донского, он крестил его детей и был советником в государственных делах. Константинопольский патриарх присылал Сергию грамоты и вклады в монастырь. Русские князья призывали игумена для решения междоусобных споров.
Выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший духовный и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России. Не обладая высоким саном, он имел огромное моральное влияние. Сергий и его ученики деятельно трудились над воспитанием морали, над мировиде-нием русских людей. Эти принципы с наибольшей силой выражены в словах св. Кирилла Белозерского, ученика преподобного Сергия: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром...» То есть — подумай о себе и вопроси совесть свою: какой ты человек, как ты относишься к Богу, как ты относишься к своему ближнему... Эти принципы исповедали св. преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек, св. благоверный князь Дмитрий Донской и его брат Владимир Храбрый, и сотни и тысячи москвичей, суздальцев, ростовцев и ярос-лавцев, в 1380 году вышедших на Куликово поле и впервые ощутивших свое соборное единство, ощутивших себя русскими...
Сергий видел в православной церкви единственное средство, способное сплотить разобщенный народ. Усилиями его и его учеников в различных русских княжествах были основаны 22 монастыря, которые стали тем цементирующим веществом, которое связало москвичей, ярославцев, ростовцев, суздальцев, новгородцев и тверичей в русских. И на этом фундаменте, заложенном св. Сергием, Иван III начал строительство Русского государства.
Личность и дела преподобного Сергия Радонежского воспринимаются особенно актуально в наши дни, когда бывшие советские люди, очнувшись, начали мучительные поиски собственной национальной идентификации: кто мы? «Совки»? «Евразийцы»? Москвичи, сибиряки, граждане «Уральской Республики»? Или все-таки русские? Но опыт преподобного Сергия ясно показывает, что осознавать себя следует православным русским человеком, и никак не наоборот. Невозможно стать русским, не будучи православным христианином, не начав с самого себя, не вытравив из своей души «образ Зверя». Нынешний житель Российской Федерации, конечно, может быть и кришнаитом, и коммунистом, и теософом-оккультистом, и фашистом, и язычником — но при чем здесь вся тысячелетняя русская культура и история, к которой так любят апеллировать наши новоявленные «русские патриоты»? Какое отношение русская культура и история имеют к коммунизму или язычеству? Русские люди язычниками никогда не были, язычниками были вятичи и дулебы, которые жили в лесах «зверинским обычаем». Это относится к эпохе раннего славянства, и никак не относится к истории русского народа. Русскими мы стали только благодаря православию. И уж если Бог дал нам шанс к возрождению — будем помнить, что есть путь преподобного Сергия Радонежского. А следовать ему или нет — личный вопрос каждого...
Особенно широкий отклик на Руси вызвало участие преподобного Сергия в событиях, связанных с Куликовской битвой. Накануне выступления в поход Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь. Сергий напутствовал и благословил великого князя, военачальников и воинов на великий подвиг и отправил с ним двух монахов своего монастыря, Пересвета и Ослябю, «зело умеющих ратному делу, и силу имущих и удальство великое и смелость». Как известно, на битву оба монаха вышли без доспехов, воодушевляя воинов. Битва началась единоборством Пересвета с закованным в железо татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем). Они ударили друг друга копьями и остались лежать мертвыми...
После Куликовской победы благоверный князь Дмитрий Донской снова посетил обитель Сергия, чтобы совершить здесь поминовение по павшим в бою русским воинам. Тогда же князь сделал богатый вклад в монастырь.
Отряды Тохтамыша, пришедшие громить Русь в 1382 году, не нашли затерянную в лесах Сергиеву обитель, но в 1408 году, уже после смерти Сергия, монастырь был сожжен татарами дотла. Но погром 1408 года не стал катастрофой — обитель быстро отстроилась заново.
Уже в конце XIV века монастырь стал одним из крупнейших монастырей Северо-Восточной Руси. Московские великие князья неизменно уделяли Троикому монастырю большое внимание, а начиная с Василия III поездки на богомолье в Троицу стали частью царского (великокняжеского) быта. Обильные денежные и земельные вклады князей и бояр, многочисленные пожертвования простых людей сделали монастырь одним из самых богатых в России.
Сергий, заступник земли Русской, скончался 25 сентября 1391 года и был погребен в Троицком соборе основанного им монастыря. В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован русской православной церковью. Над его гробом было начато строительство белокаменного Троицкого собора — на средства, большая часть которых была пожертвована князем Юрием Звенигородским, крестником св. Сергия. При закладке собора присутствовали церковные иерархи и князья, съехавшиеся со всей Руси.
Собор — сравнительно небольшое, скромное и строгое здание. Наряду с соборами Звенигорода Троицкий собор является произведением ранней московской архитектуры, продолжавшей традиции владимиро-суздальского зодчества, развитие которого было прервано татаро-монгольским нашествием.
Троицкий собор украшался на протяжении веков. Здесь были собраны настоящие шедевры, с любовью созданные руками русских мастеров. Ведь связь культуры и веры глубинна и нерасторжима. Эта связь долгие годы сознательно отрицалась, но когда подорваны корни, засыхает и дерево...
Главную святыню обители составляет собор Св. Троицы, построенный в 1422 г. над гробом прп. Сергия Радонежского. Собор представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм из белого камня, стоящий на подклете. В XV - XVI вв. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба прп. Сергия скрепляли важнейшие договоры. В 1548 г. над гробом прп. Никона к собору пристроили придел. Ок. 1425 - 1427 г. над росписью собора трудился прп. Андрей Рублев, бывший также учеником прп. Сергия; в дальнейшем роспись неоднократно обновлялась, а не сохранившааяся нижняя часть была заново расписана в 1949 - 1954 гг. Для этого собора Андрей Рублев написал икону "Троица". В местный ряд входит и другая местночтимая икона "Сергий с житием", принадлежащая школе Дионисия и написанная в конце XVI в. В соборе стоит серебрянная рака над гробом Сергия Радонежского, исполненная по велению Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты.
На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV - XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.
Духовская церковь (1476 - 1477 гг.) - оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.
Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 - 1637 гг.) - один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь.
Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 - 1692 гг.) - великолепный образец "русского узорочья". Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня.
Колокольня (1741 - 1769 гг.) - самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины. Колокольня - последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.
Храмы и часовни Троице-Сергиевой лавры:
1. Троицкий собор
2. Успенский собор
3. Духовская церковь
4. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (надвратная)
5. Михеевская церковь
6. Смоленская церковь
7. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия
8. Трапезные палаты с церковью Сергия Радонежского
9. Митрополичьи покои с церковью Филарета Милостивого
10. Царские "чертоги" с Покровской церковью
11. Надкладезная часовня
12. Колокольня
Другие постройки Троице-Сергиевой лавры:
13. Водосвятная часовня-сень (1872 г.)
14. Усыпальница Годуновых (1782 г.)
15. Пятницкая башня (1640 г.)
16. Луковая башня (XVI-XVII вв.)
17. Водяная башня (XVII в.)
18. Пивная башня (XVI-XVII вв.)
19. Келарская башня (1643 г.)
20. Плотничья башня (XVI-XVII вв.)
21. Каличья проездная башня (1758-1778 гг.)
22. Звонковая (Кузнечная) башня (XVI-XVII вв.)
23. Уточья башня (XVII в.)
24. Сушильная башня (XVI-XVII вв.)
25. Красная надвратная башня (XVII в.)
26. Успенские ворота (XVII в.)
27. Водяные ворота (XVI-XVII вв.)
28. Ограда монастыря (XVI-XVII вв.)
29. Казначейский корпус с Лестничной башней (XVII-XVIII вв.)
30. Ризница (1781 г.)
31. Варваринский келейный корпус (XVII-XIX вв.)
32. Предтеченский келейный корпус (XVII в.)
33. Экономовский келейный корпус (XVII-XIX вв.)
34. Успенский келейный корпус (1816 г.)
35. Инспекторский келейный корпус (1816 г.)
36. Библиотечный корпус (1877 г.)
37. Бывший больничный корпус (XIX в.)
38. Бывшая баня (1847 г.)
39. Учебный корпус Духовной академии (XIX в.)
40. Книжная лавка (1895 г.)
41. Памятник-обелиск в ознаменование заслуг монастыря (1792 г.)