A-AA+
Когда-то, очень давно, срубили топорами люди малый городок на чистой и светлой реке среди могучего бора, защитили его деревянным частоколом, окружили рвом. «Князь великий Юрий Володимирович заложил град Москву на устниже Неглинны, выше реки Аузы», — повествует древнерусская летопись. С умом и сердцем поставили первые московские люди свой город, словно бы предвидели, что предначертано ему расти вширь и ввысь.
Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. Как утверждает древнейший памятник
летописания Руси Ипатьевская летопись (XV в.) , в 1147 г. суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на совет в небольшой городок Москву Новгород-северского князя Святослава Ольговича. «Приди ко мне, брате, в Москов», – обращался Юрий к Святославу. Это было первое летописное упоминание о Москве.
Как прошла встреча двух князей, летописи до нас не донесли. Хотя можно предположить, что был заключен военный союз, в результате которого Юрий Долгорукий в целях защиты западных границ Суздальского княжества построил города-крепости: Юрьев-Польский (1152) , Дмитров (1154) и Москву (1156) . В данном случае речь идет не об основании Москвы, а о сооружении крепостных укреплений – деревянных стен, положивших начало строительству Кремля.
СОБОРЫ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Успенский собор
Благовещенский собор
Архангельский собор
Колокольня Ивана Великого
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов
Верхоспасский собор
Покровский собор (Собор Василия Блаженного)
УТРАЧЕННЫЕ ЗДАНИЯ И ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Афанасьевский монастырь
Вознесенский монастырь
Кремлёвское Кирилловское подворье (подворье Кирилло-Белозерского монастыря)
Кремлёвское Крутицкое подворье (подворье Крутицкого монастыря)
Чудов монастырь
Собор Спаса на Бору
Церковь Благовещения на Житном дворе
Церковь Николая Чудотворца Гостунского
Церковь святых Константина и Елены
Дворец царицы Натальи Кирилловны
Малый Николаевский дворец
Старая Оружейная палата
Львиные ворота
Памятник Александру II
Памятник великому князю Сергею Александровичу
Колокольня Ивана Великого была построена на месте церкви Иоанна Спасителя Лествицы, возведённой ещё во времена Ивана Калиты. Иван Лествичник был святым князя, и его изображение покоилось на плечах князя. Новая колокольня получила в наследство имя своей предшественницы, а приставка «Великий» ей была дана за свою высоту. Колокольня Ивана Великого была построена в 1505 г. В те времена колокольня была самым высотным зданием в Москве и использовалась также и как сторожевая башня. С неё было видно все окрестности в радиусе до 30км.
В 1600 г. во время царствования Бориса Годунова башне добавили ещё один ярус, и высота её стала – 81м. Такой она осталась и по сей день. В 30-х гг. XVI в. к колокольне была пристроена звонница – Успенская звонница, а в 1634 г. – Филаретова пристройка (патриарх Филарет был инициатором её строительства). В звоннице 21 колокол, самый большой – Успенский весом 4000 пудов. Когда мы находились на Соборной площади Кремля, на звоннице начали бить в колокола (см. видео ниже). В тот день на первом этаже звонницы проходила выставка в честь годовщины Полтавской битвы. Там было выставлено несколько экспонатов оружия того времени, книги, картины и показывали фильм о Полтавской битве. Французы в 1812 г. пытались взорвать колокольню, но им удалось разрушить только пристройку и звонницу, сама колокольня устояла.
Здесь же на Соборной площади находятся ещё два собора: Архангельский и Благовещенский. Архангельский собор (ещё его называют Собор святого Архистратига Михаила), был построен в 1333 г. по приказу великого князя Ивана Калиты на месте старого деревянного, время создания которого до сих пор под вопросом. Архангельский собор предназначался как последнее пристанище великого князя. В 1340 г. его предназначение было исполнено, и с тех пор всех царей, за некоторым исключением, вплоть до начала правления Петра I хоронили здесь. Всего в соборе 54 погребения. В 1505 г. из-за ветхости собор разобрали и построили новый, который дошёл до наших дней. Во время войны 1812 г. Архангельский собор сильно пострадал - французы устроили в нём походную кухню. Также большие разрушения собор перенёс во время обстрела Московского Кремля в 1917 г. До 1955 г. Архангельский собор был закрыт, и только после смерти Сталина собор открыли для посещения и сделали в нём музей. Теперь я понял, что совершил ошибку, не купив билет в собор. В следующий раз надо будет обязательно сюда попасть, чтобы увидеть усыпальницы царей.
Благовещенский собор. На рубеже XIII—XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный Благовещенский собор с подклетом, в котором, как считают, хранилась великокняжеская казна. Расположенный рядом с дворцом московских правителей, возведенном в те же годы, он фактически стал их домовым храмом. В Благовещенском соборе великие князья Московские принимали крещение, исповедовались, иногда венчались. С XV века протоиереи собора являлись духовниками русских царей.
В 1405 году «начали подписывать церковь каменную Святое Благовещение на князя великого дворе, а мастера были Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Так впервые в письменных документах прозвучало имя Андрея Рублева. Роспись Благовещенского собора под руководством Феофана Грека стала его первой известной нам работой.
Святой преподобный Андрей Рублев, монах Спасо-Андроникова монастыря, великий русский иконописец, родился между 1360 и 1370 годами и умер в 1430 году. Еще при жизни он почитался как выдающийся мастер, но подлинная слава пришла к нему после смерти. И эта слава оказалась непререкаемой. Ревностным почитателем и ценителем мастерства Андрея Рублева был живший почти полвека спустя Иосиф Волоцкий, известный церковный писатель, основатель Иосифо-Волоколамского монастыря. В этот монастырь он пожертвовал три иконы «Рублева письма Андреева». Эти иконы были оценены в двадцать рублей — в ту пору столько стоила средней величины деревня с крестьянами. Обладание иконой рублевского письма было настолько значительным событием, что этот факт особенно подчеркивался во вкладных и приходо-расходных книгах русских монастырей, на страницах летописей и грамот: «иконы Рублева письма», «иконы Андреева письма»... Само имя Андрея Рублева стало синонимом идеального иконописца. Таким оно и осталось в последующие века.
Интересной особенностью Благовещенского собора являются изображения на стенах паперти двенадцати языческих мудрецов — тех, которые «не ведая закона, творили законное по природе». Эти изображения служат напоминанием о том, что не только Ветхий завет раскрывал тайну воплощения Спасителя, но и у других народов возникало предощущение его «света невечернего». Среди этих мудрецов, изображенных со свитками в руках — Аристотель, осознавший троичность Божества («Первое Бог, потом же Слово, и Дух с ними един»; древнегреческий поэт Менандр, призывавший возлюбить единого Бога («иже бо не любит Создателя своего, да будет проклят»); нравоучитель Плутарх («Бога бойся, родителям повинуйся, иереев хвали, старцев честных почитай»); Платон, предощущавший явление Мессии («Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного учителя и наставника людям»); древнеримский поэт Вергилий.
В 1563—1564 годах по повелению Ивана Грозного Благовещенский собор в Москве был перестроен. Некоторые исследователи связывают эту перестройку с желанием царя увековечить очередную крупную военную победу — взятие Полоцка. На четырех углах собора были устроены одноглавые приделы, а сам собор был переделан на пятиглавие — в результате храм увенчала горка из девяти золотых куполов. Наличники окон и столбы галерей украсила белокаменная резьба. Пол собора выложен узорной яшмой, вывезенной по повелению Ивана Грозного из Ростова Великого.
В Благовещенском соборе Московского Кремля хранилась икона Донской Богоматери, с которой Дмитрий Донской шел на Куликовскую битву и перед которой русское воинство молилось перед боем. Позднее она была перенесена в Донской монастырь. Среди других реликвий Благовещенского собора наиболее известны чудотворная икона Пименовской Богоматери, принесенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом, и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху.
Успенский собор – наиболее известный из соборов Кремля. Был заложен в 1326 г. митрополитом Петром. В те времена это был небольшой храм всего с одной башней. Он был посвящён Пресвятой Богородице. В 1327 г. Успенский собор был достроен и освящён, но митрополит Пётр не дожил до этого дня. Его похоронили в новопостроенном соборе, в им самим сделанном гробу. С тех пор всех патриархов хоронят в Успенском соборе. В 1453 г. царь Иван III решил построить новый Успенский собор, но в 1474 г. почти достроенный собор обрушился, по некоторым сведениям во время землетрясения. После этого происшествия Иван III пригласил итальянского мастера для строительства собора. Итальянцы были лучшими строителями в то время. Новый Успенский собор был построен в 1479 г. Через год после этого произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Это отразилось в архитектуре собора. Если посмотреть на его купола, то легко можно найти их сходство с воинскими шлемами того времени.
В Успенском соборе покоятся святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, святые мощи святителей Киприана и Фотия (обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 года). Здесь же почивают святые мощи еще одного выдающегося деятеля Русской Православной Церкви — митрополита Московского и всея Руси Макария. Наиболее значительным делом его жизни стало создание грандиозного литературного свода «всех чтомых книг на Руси» — 12-томных «Великих Четьих Миней» («все чтомые книги на Руси» до XVI века), вошедших в историю под названием Макарьевских. Кроме них по инициативе Макария был составлен Владычный летописный свод Макария, ставший продолжением новгородских летописей. Много сделал святитель Макарий и для развития на Руси книгопечатания.
В Успенском соборе хранились самые ценные реликвии, которые были в России: риза Господня – часть одежды Иисуса Христа и Гвоздь Господень, один из тех, которым были пробиты руки и ноги его на кресте. Многие знатные князья и бояре приносили в дар религиозные святыни, которые также хранились здесь - в Успенском соборе. Боярин Татищев передал камень с Голгофы, обагренный кровью Христа и камень от гроба Богоматери. Князь Василий Голицын передал часть ризы Пресвятой Богородицы, привезённой им из Крымского похода. В Успенском соборе проходила коронация русский царей и цариц, праздновали падение татаро-монгольского ига, победы в различных войнах и др. великие торжества. Здесь же в 1613 г. был провозглашён царём первый из рода Романовых, а в 1903 отлучён от церкви Лев Толстой.
В Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы находятся многочисленные великие святыни Русской Православной Церкви, первой из которых следует считать Владимирскую икону Божией Матери. С этим собором связаны важнейшие события церковной и общественной жизни Московского и Российского государства. В соборе до настоящего времени пребывают чудотворные и чтимые образы — чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Петровской», образ великомученика Георгия Победоносца, образ Архистратига Михаила, образ Спасителя, именуемый «Спас Златые власы», образ Спасителя «Спас Ярое Око». Здесь почивают святые мощи святителя Петра, перенесенные из Владимира в 1325 году по просьбе князя Иоанна Калиты. Именно по благословению святителя Петра был заложен Успенский собор. В соборе покоятся святые мощи святителя Феогноста, преемника святителя Петра, управлявшего Русской Церковью в 1328—1353 годах, защищая Церковь перед правителями Золотой Орды; святые мощи святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, избранного на митрополичью кафедру в 1433 году (святитель Иона скончался в 1461 году, и при его гробе совершалось множество исцелений), святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, умученного во времена Иоанна IV Грозного; святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси (первого русского Патриарха). Он был единственным среди православного русского духовенства, не принявшим знаменитого самозванца Лжедмитрия, за что был сослан в Старицкий Успенский монастырь, где в молодости принимал пострижение. Церковная его карьера была весьма быстрой: из Старицкого монастыря молодого монаха перевели в Москву настоятелем сначала Симонова, а затем Новоспасского монастыря. Десять лет спустя Иов уже епископ Коломенский, а позже — епископ Ростовский. В 1587 году Епископальный Собор возвел его на кафедру митрополитов Московских и всея Руси, а двумя годами позже Иов избирается первым Патриархом Московским и всея Руси. После смерти Патриарха Иова в 1607 году его тело было погребено в Старицком монастыре, а в 1652 году нетленные мощи святителя были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
Верхоспасский собор был сооружен в XVII веке над Малой Золотой палатой Теремного дворца (1635—1636). Он служил домовой церковью царской семьи. А после того как у входа в собор поставили выкованную из железа и покрытую золотом решетку, его стали называть Спасом за золотой решеткой.
В конце XV века (1484-1489) трудами псковских мастеров был возведен Благовещенский собор. Был он при рождении легок и строен, изящно смотрелся рядом с монументальным Успенским собором, но в XVI веке к нему добавили четыре придела с главами и еще над сводами западной части возвели две глухие главы. При разборе первоначального сооружения погибли росписи Феофана Грека и Андрея Рублева. Сохранился «Деисисный чин» работы знаменитых живописцев: считается, что кисти Феофана Грека принадлежат иконы «Богоматерь», «Спас Вседержитель», «Василий Великий», «Архангел Гавриил» и другие. Преподобный Андрей Рублев — к такому выводу пришли исследователи — написал «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение Господне» и «Преображение Господне».
Здесь пребывала Донская икона Божией Матери (сейчас находится в Третьяковской галерее). Из святынь собора особо почитаются образ Всемилостивого Спаса (1337), образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Почитается также чудотворный образ Спасителя, помещенный над входом в северную галерею (письма Федора Ушакова).
Проходили столетия. Каждый из самодержцев и правителей московских, стремился поставить «свой» собор. Стояла на территории Кремля самая древняя церковь во имя Иоанна Лествичника «иже под колоколы» (XIV век). Иоанн Калита возвел на ее месте восьмигранную башню высотой в 60 метров. В царствование Иоанна III итальянец Бон Фрязин надстроил ее тремя ярусами. Борис Годунов приказал возвести еще два мощных яруса и увенчать башню золотым куполом.
В XIV веке в Кремле был основан первый митрополичий двор, и находился он у Боровицких ворот. В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам Церкви, так как укрепляла ее позиции. В связи с этим митрополит Петр решил переехать из Владимира, где тогда жили митрополиты, в Москву. Несколько позднее митрополичий двор от Боровицких ворот был перенесен на северо-западную сторону Успенского собора и стал постепенно обустраиваться. В 1450 году при митрополите Ионе на дворе была заложена «палата каменная» и при ней церковь Ризоположения. В 1473 году двор со всеми служебными и хозяйственными постройками сгорел, но вскоре при митрополите Терентии был восстановлен. Во время польской агрессии начала XVII века митрополичий, а затем и патриарший двор, не уступавший в роскоши царскому дворцу, был разграблен, а в 1626 году окончательно опустошен пожаром. Спустя несколько лет патриарший двор снова стал обстраиваться. При Патриархе Никоне в 1656 году было построено новое, сохранившееся до нынешних времен здание Патриаршего дома с храмом Двенадцати Апостолов.
Строителями его были известные кремлевские мастера. Четырехэтажное здание дома и собор выдержаны в стиле московской архитектуры того времени. В декоративной обработке фасадов имеются элементы владимиро-суздальского зодчества и классики.
Храм Двенадцати Апостолов был сооружен сначала на месте старого храма Соловецких Чудоворцев и части двора Бориса Годунова, он назывался церковью апостола Филиппа. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. После пожара 1680 года собор перестроили и дали ему современное название. В этом храме Патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.
Со стороны Соборной площади находился парадный въезд на патриарший двор. Это были две сквозные арки, расположенные под храмом. В прошлых веках они были заложены, и о них забыли.
С северной стороны к собору примыкает живописная открытая галерея на столбах, соединяющая храм с жилыми патриаршими покоями. В 1955—1957 годах в Патриаршем доме были проведены работы по реставрации помещений второго этажа, была восстановлена настенная роспись, выполненная в духе стенописи Ярославских палат XVII века. В соборе по сохранившимся древним изразцам восстановлен изразцовый пол, промыта настенная живопись, относящаяся к XIX веку, и реставрирован иконостас. Собор Двенадцати Апостолов представляет собой образец художественной резьбы по дереву второй половины XVII века. Он выполнен русскими мастерами в стиле русского барокко. Этот иконостас перенесен в храм Двенадцати Апостолов в начале XX века из церкви кремлевского Вознесенского монастыря. В наши дни Патриарший дом представляет большой интерес как образец древнерусской национальной архитектуры и быта XVII века.