ДОЛГОПРУДНЫЙ, в Московской области, областного подчинения, в 20 км к северу от Москвы. Расположен на окраине Мещёрской низменности. Железнодорожная станция на линии Москва - Дмитров. Население 70,4 тыс. человек (1992; 8 тыс. в 1939; 25 тыс. в 1959; 53 тыс. в 1970; 63,6 тыс. в 1979).
В XVII-XIX вв. на месте Д. находилась усадьба Виноградово на Долгих прудах (отсюда его название). В XVII в. усадьбой владел Г. Г. Пушкин, затем - его родственники, с 1729 - князь В. В. Долгоруков, с 1758 - А. И. Глебов, с 1790 - Е. И. Бенкендорф. Здесь бывали Вяземские, Голицины, Карамзины, И. А. Крылов и др. В 1905 имение было сожжено крестьянами. В начале XX в. близ Виноградово прошла ветка железной дороги на Савёлово. В 1931 возник пристанционный посёлок (в 1935-38 - посёлок Дирижаблестрой), где были построены первая отечественная опытная дирижаблестроительная верфь, газовый завод, агрохимическая опытная станция и др. В 1957 посёлок получил статус города Д.
В современном Д.: заводы - машиностроительный, тонкого органического синтеза; фабрика театральных принадлежностей; камнеобрабатывающий комбинат (в том числе кирпичный завод и др.). В Д. - Московский физико-технический институт, Центральная аэрологическая обсерватория, Агрохимическая опытная станция имени академика Д. Н. Прянишникова.
В центре города, в зелёной зоне на западном берегу пруда, - ансамбль бывшей усадьбы Виноградово: 2 дома в стиле неоклассицизма (Старый, 1770-е гг., перестроен после 1911; Новый, 1912); треугольная в плане, завершённая крупной купольной ротондой Владимирская церковь в стиле раннего классицизма (1772-77, приписывается В. И. Баженову или М. Ф. Казакову); регулярный парк XVIII в. с геометрической сеткой липовых аллей и спускающимся к пруду партером. Ныне в черте города находятся также Георгиевская церковь (1774; ранее - в бывшем селе Тарбеево на южной окраине Д.) и окружённая крытыми папертями Спасская церковь (1684; ранее - в бывшем селе Котово-Спасское на северной окраине города). В 1930-х гг. Д. застраивался в основном 2-этажными домами. В 1950-60-х гг. развивался как конгломерат посёлков при промышленных предприятиях и физико-техническом институте; с начала 1970-х гг. ведётся строительство 9- и 16-этажных домов.
ДМИТРОВ, в Московской области, областного подчинения, районный центр, в 65 км к северу от Москвы. Расположен на р. Яхрома (бассейн Волги) и канале имени Москвы, в месте, где р. Яхрома выходит за пределы Клинско-Дмитровской гряды на Приволжскую низменность. Железнодорожная станция на линии Москва - Кимры. Шоссейными дорогами связан с Москвой, Большой Волгой, Талдомом, Клином, Сергиевым Посадом. Порт на канале имени Москвы. Население 65,8 тыс. человек (1992; 4,5 тыс. в 1897; 6,4 тыс. в 1926; 34 тыс. в 1959; 44 тыс. в 1970; 57 тыс. в 1979).
Дмитров основан в 1154 князем Юрием Долгоруким на месте древних слав, поселений как форпост Владимиро-Суздальской земли; назван князем по второму (христианскому) имени сына Дмитрия (будущего князя Всеволода Большое Гнездо). В начале XIII в. отошёл к Переяславлю, находился в орбите междоусобных войн. В 1301 в Д. прошёл княжеский съезд. В первой половине XIV в. Д. входил в состав Галицко-Дмитровского княжества. С 1364 - в составе Московского княжества, с конца XIV в. - центр удельного княжества, в середине XV в. отошёл к великокняжеским владениям. В XV - первой половине XVI вв. Д. - один из крупнейших городов Русского государства, важный торговый центр (основные товары - соль, рыба, хлеб). В 1610 захвачен отрядом Я. Сапеги и разорён. Со второй половины XVII в. начинается экономический подъём Д., который ко второй половине XVIII в. по хозяйственному развитию вышел на одно из первых мест среди городов Подмосковья (к концу 1770-х гг. действовали 5 кожевенных, 5 солодовенных заводов, 5 мельниц, гончарный завод, изготовлявший печные изразцы; развивалось текстильное производство). С 1781 - уездный город Московской губернии. К началу XIX в. дальнейшее развитие получило возникшее в Д. в последней трети XVIII в. производство лент и позументов, до конца XIX в. наиболее развитой оставалась текстильная промышленность. В 1898 был открыт чугунолитейный завод И. М. Галкина. С открытием в 1900 Савёловской железной дороги (от Москвы до станции Савёлово, близ г. Кимры) Д., расположенный на середине пути, приобрёл значение важного транзитного пункта. К 1912 крупнейшими предприятиями города были суконная и ткацкая фабрики. Развитию Д., изменению его функций способствовало строительство канала Москва - Волга (начато в 1932; систематическая навигация с 1937). В городе располагалось Управление строительством, были созданы предприятия по производству стройматериалов и ремонту техники.
В современном Д. ведущее место занимает машиностроение, представленное заводами фрезерных станков и экскаваторным. Развиты также лёгкая промышленность (швейное объединение "Юность" трикотажно-перчаточное объединение и др.) и производство стройматериалов (завод мостовых железобетонных конструкций, домостроительный комбинат). Действуют фабрика офсетной печати, завод алюминиевой консервной ленты. Историко-художественный музей (открыт в 1918 в Успенском соборе; в его организации участвовали П. А. Кропоткин, живший в Д. в 1918-21, и историк М. Н. Тихомиров, работавший научным сотрудником музея). В центре Д., к юго-востоку от Яхромы, сохранился земляной вал Городища домонгольской эпохи (периметр около 1 км, высота около 15 м). На Городище - монументальный 4-столпный 5-главый Успенский собор (между 1509 и 1533), украшенный уникальными изразцовыми композициями: круглым барельефом с изображением святого Георгия Победоносца (диаметр около 3 м) у южного портала и 2 барельефами с изображением Распятия в закомарах южного и северного фасадов; в интерьере - резной иконостас конца XVII в. с иконами XVI-XVIII вв. К востоку от Городища расположен второй по значению архитектурный комплекс города, ансамбль известного с 1462 Борисоглебского монастыря: 4-столпный одноглавый собор с декоративным поясом в верхней части фасадов и перспективными порталами (около 1537); "Святые ворота" с Никольской церковью (1672-87); ограда с небольшими шатровыми башнями (1685-89).
Радиальная структура городской планировки, сложившаяся вокруг Городища, в XVIII в. была в значительной степени заменена типовой, геометрически правильной сеткой кварталов, появились постройки в стиле барокко: Казанская церковь в бывшем селе Подлипичье (1735), Введенская церковь в Заречье (1766; в интерьере - резной иконостас XVIII в.) с многоярусной, увенчанной шпилем колокольней (1786, 1832), оригинальная по композиции 2-этажная 3-светная Троицко-Тихвинская церковь (1794-1801). В конце XVIII-XIX вв. город застраивался зданиями в стиле раннего классицизма (главный дом городской усадьбы Толчёновых-Тугариновых в Заречье, 1785; Сретенская церковь, 1814) и ампира (деревянные дома Клятовых, 1822; дом Новосёлова, 1842, и др.). Интенсивное жилищное строительство, развернувшееся в 1960-х гг., затронуло и исторический центр города, однако некоторые улицы сохранили свой архитектурный облик и рядовую застройку XIX - начала XX вв. В 1970-х гг. новые жилые микрорайоны возникли на северо-восточных и северных окраинах города.
Живописные окрестности Д. принадлежат к числу излюбленных мест отдыха в Подмосковье.
Вблизи Д. расположены известные ещё в прошлом кустарно-промысловые сёла Астрецово (производство металлической игрушки), Костино (изделия из стекла), Орудьево (позументный промысел) и др.
В 18 км к северу от Д. - посёлок Вербилки с Дмитровским фарфоровым заводом (ныне объединение акционеров "Фарфор Вербилок"), основанным в 1766 Ф. Я. Гарднером, с 1891 принадлежал М. С. Кузнецову. С XVIII в. на заводе изготовлялись художественные сервизы (в том числе "орденские" по заказу императорского двора), статуэтки и др., в 1830-40 выпускались изделия из фаянса и опака. В советское время завод реконструирован и расширен.
ДЕДОВСК, в Истринском районе Московской области, в 38 км к западу от Москвы и в 20 км к юго-востоку от г. Истра. Расположен у южного края Смоленско-Московской возвышенности, на Волоколамском шоссе. Железнодорожная станция на линии Москва - Ржев. Население 30,7 тыс. человек (1992; 2,5 тыс. в 1926; 13,5 тыс. в 1939; 19,6 тыс. в 1959; 25 тыс. в 1970; 29,8 тыс. в 1979).
Возник на месте села Дедово как рабочий посёлок при прядильно-ткацкой фабрике (сохранились производств, корпуса, 1911-13), построенной на капиталы франко-бельгийского акционерного общества; фабрика считалась наиболее современной в Подмосковье (автоматические ткацкие станки, электрический привод, собственная электростанция). С 1929 оснащена отечественным оборудованием, в 1940-х гг. преобразована в кордную фабрику. С расширением производства рабочий посёлок в 1940 преобразован в город Д.
В современном Д. фабрика стала ведущим опытным предприятием кордной промышленности и преобразована в производств, объединение технических тканей. Среди других предприятий - завод керамических изделий, обувная фабрика.
Город в XIX - начале XX вв. застраивался преимущественно 4-этажными кирпичными рабочими казармами. С 1960-х гг. строятся в основном 5- и 10-этажные жилые дома, типовые здания культурно-бытового назначения.
В 4,5 км к югу от Д., в посёлке Павловская Слобода, сохранилась 5-главая, окружённая 2-ярусными сводчатыми крытыми галереями Благовещенская церковь (середина XVIII в.). В 7 км к юго-западу от Д., в селе Аносино, - ансамбль Борисоглебского монастыря (основан в 1822): классицистический собор-ротонда, перекрытый куполом с крупными люкарнами (1810-12); ампирная церковь Димитрия Ростовского (1824); квадратная в плане кирпичная ограда с декоративными бойницами и круглыми шатровыми башенками (1820-30-е гг.).