Хочу добавить, что реставрация Потешного дворца в Московском Кремле проводилась в 2001 году. Эта работа реставраторов была удостоена Золотого диплома Международного архитектурного фестиваля «Зодчество-2002». Проект реставрации разработали архитекторы Е.Г. Одинец, С.В. Демидов, И.Д. Любимова, Г.Б. Меньшикова, А.А. Лихачев, В.В. Скопин (искусствовед), а так же химики-технологи Т.З. Николаенко, Л.Л. Голосков, Ю.А. Давыдова, Л.И. Первых, М.А. Арифулина.
Семьдесят лет Кремль считался правительственной резиденцией, запретным городом. Важнейшие его объекты оставались для нескольких поколений историков. В том числе и Потешный дворец — высокое желтое здание правее Троицких ворот. После реставрации здесь возвышается яркое, удивительное сооружение, увенчанное целым кустом золоченых куполов — выстроенные к 1651 году палаты боярина Ильи Дмитриевича Милославского, тестя царя Алексея Михайловича. Но и палатами их не назовешь — настоящий сказочный терем, облик которого кажется гораздо более затейливым нежели на рисунках Васнецова и Билибина.
После смерти Милославского в 1669 году дворец отошел в казну. В конце XVII века в нем проживали царевны и вдовствующие царицы. Здесь происходили представления придворного театра, откуда и произошло более известное название дворца — Потешный.
Здание представляло собой сложный комплекс с двумя дворами, соединенными проездной аркой. Дворец венчало многоглавие домового храма, на плоских крышах корпусов был разбит висячий сад.
В 1806 году архитектор Еготов перестроил хоромы, разобрав завершение церкви и придав фасадам черты неоготики. В 1874 году архитектор Шохин попытался вернуть зданию древнерусские черты, однако, это оказалось всего лишь стилизацией, отражавшей тогдашние представления о родной истории.
Профессиональные исследователи русского искусства впервые смогли побывать на этом объекте лишь в начале 1970-х годов. Выполненный тогда эскизный проект имел скорее гипотетический характер — натурные работы проводились лишь на незначительной части памятника. Несколько лет назад занимающая здание Федеральная служба охраны заключила договор с реставраторами. Произошло обыкновенное кремлевское чудо — исследования древнего памятника еще раз перевернули прежние представления о русской архитектуре. Реставрация Потешного дворца стала большим подарком для всех, кто интересуется историей Москвы.
Опубликованный еще в 1970-е годы проект воссоздания многоглавия дворцовой церкви Потешного дворца ранее был достаточно известен. Но представить, что когда-нибудь он воплотится в жизнь, было невозможно. В 2001 году это все-таки произошло. Решено было реставрировать и интерьеры дворца, которые специалисты увидели впервые. Можно сказать, это единственные подлинные дворцовые интерьеры второй половины XVII века. Открылись удивительные вещи: белокаменный кесонированный потолок, орнаментальные росписи на стенах!
Открытием стала впервые расчищенная и внимательно изученная уникальная белокаменная резьба наличников парадного этажа. Резные сюжеты с изображением фантастических и реальных животных, птиц, цветов и даже турнира всадников не встречались ранее в резном декоре памятников середины XVII века.
Историк И.Е. Забелин, кстати, изучая документы XVII века, отмечал любопытный факт конного сражения, происходившего при московском дворе в 1633 году. Тогда царем были награждены поручик Анц Зандерсон и золотого дела мастер Яков Гаст, тешившие государя «долгою пикою да прапором и шпагами».
Принято считать, что палаты И.Д. Милославского были возведены с оглядкой на государев Теремной дворец. Однако невиданные в России формы здания определили, видимо, и собственные впечатления Ильи Дмитриевича от архитектуры Голландии, где он служил когда-то посланником.
На акварели неизвестного художника школы Алексеева изображен вид на дворец из его южного двора. Это 1801 год, когда здание Потешного дворца уже подверглось некоторым переделкам, но еще сохраняло все основные объемы — завершения церкви, южное крыло с верхней галереей и крыльцом на резных белокаменных кубышках.
Сейчас этот объем изуродован полностью, вместо него стоит обыкновенная советская желтая пристройка. Реставраторам не позволили ее исследовать, но если там что и осталось от XVII века, то скорее всего лишь незначительные части стен. Также на рисунке виден интересный угловой переход, устроенный посредством диагональной арки, который соединял плоские кровли двух корпусов. Он также не попал в зону реставрации, поскольку комендатура Кремля не дала разрешение на изменение существующей кровли.
Исследования Потешного дворца начались более тридцати лет назад. Тогда на восточном фасаде реставраторы на свой страх и риск сделали пять небольших зондажей. Улица, идущая вдоль этого фасада, — правительственная трасса. Так что исследовать позволили только дворовые фасады. Лишь в конце 1990-х реставраторы выяснили, что декор восточного фасада был принципиально иным, гораздо более скромным, так как парадными были южный и северный фасады, обращенные во дворы палат. Как известно, участок владелец палат боярин Милославский получил в Кремле неудобный, вытянутый: с одной стороны кремлевская стена, с другой — узкая улочка.
Когда реставраторам наконец удалось освободить восточный фасад Потешного дворца от штукатурки, открылся первоначальный руст пилястр и наличников.
В 1970-е годы специалисты смогли найти на восточном фасаде дворца фрагмент треугольного фронтончика окна и поэтому нарисовали на реконструкции такие стандартные наличники с фронтонами и полуколонками. Все оказалось гораздо сложнее — похожий рустованный декор использовался на фасаде Патриаршего дворца и несохранившегося Конюшенного двора Кремля.
Интересно уникальное конструктивное решение наклонных машикулей, которые поддерживают алтарь церкви (он вынесен наружу, чтобы не располагаться над жилыми помещениями нижнего этажа). Белые квадратики, которыми нашпигована эта опора, представляет собой белокаменные блоки, вставленные в кирпичную кладку для крепости. В толще стены они цепляются друг за друга, образуя прочную конструкцию. В Европе есть похожие примеры, но в России таких до сих пор не замечено. Известно, что Милославский бывал и в Голландии, и в Германии, может, и мастеров привез оттуда.
Четвертый этаж дворца надстроен над боковыми крыльями фасада позднее. Прежде на его месте была плоская кровля и висячие сады.
В итоге реставраторы увидели фасад Потешного дворца, очень мало напоминающий стилизаторскую версию XIX века. От нее оставили только портал и три окна над ним. Тем более что изначально на этом месте ни окон, ни портала не было — глухая стена и арка перехода, который вел в службы, расположенные по другую сторону улицы. Переход был устроен после смерти Милославского, когда палаты отошли в Дворцовый приказ. Левее него первоначально также не было руста, поскольку крыло фасада продолжалось далее к югу. Портал выполнен архитектором Шохиным в XIX веке, но в него вмонтированы фрагменты резьбы столбов крыльца южного двора.
В ходе работы постоянно появляются какие-то уточнения: реставраторы лишь недавно поняли, что окно, стоящее по оси центральной апсиды, более позднее, а ранее оно располагалось левее.
Подлинный цвет фасада Потешного дворца был найден в натуре. Покраска позволяет представить, как все выглядело в пространстве — узкая улица, по которой тащились грязные колымаги, нависающий объем храма, который необходимо было как-то выделить.
Сурик, которым был покрашен Потешный дворец, не дешевая краска. Значит, экономили: пустили ее только на верхнюю часть здания. В наличниках окон варьируются зеленый, синий, красный и белый цвета.
Завершения дворцовой церкви Похвалы Богородицы и ее звонницы восстановлены теперь целиком, но с очень большой степенью достоверности. На чердаке читались очертания треугольных фронтонов и основания закомар. Основания малых барабанов сохранились, а от центрального остался отпечаток на своде. Найдено много остатков кирпичного и белокаменного декора, различные детали.
Реставраторы раскладывали обломки по рядам и смотрели что получится. Все прекрасно реконструировалось, лишь какие-то мелочи дорисовали по аналогам, например, по церкви Григория Неокесарийского на Полянке. Возможно, реставраторы на два лишних ряда переложили венчающий карниз барабана звонницы.
Методически очень сложно было решить, как поступить с северным фасадом. К нему примыкало еще одно крыло с высоким крыльцом, которое сломали в XVIII веке. То есть большая часть нынешнего фасада изначально была обращена в интерьер. На правом углу находилась ретирада, углового пучка колонн не было. Во втором этаже нашли внутренний портал.
Реставраторы решили оставить что-то и от Шохина, чтобы сохранить цельность фасада, но только в уровне верхнего этажа. А что было делать — оставлять нелепые цементные рамы рядом с этой теремной красотой? С этим же связано и вынужденное решение покрасить красным часть стены, которая никогда такой не была, чтобы связать ее с западным фасадом...
К звоннице примыкает объем лестничной башни. Некогда она завершалась шатром и стоящей рядом башенкой дымника. Их реставраторы восстановить не смогли, потому что трогать кровли не разрешила охрана Кремля. В интерьерах также не проводилось никаких работ. Невозможно было восстановить даже конструктивную арку под трапезным храмом, потому что там сейчас служебный проход.
На ризалите южного фасада расчищена подлинная каменная резьба парадных наличников и междуэтажного карниза. Некоторые элементы не удалось сделать как нужно, не хватило данных. Изначально в нижней части окон не было «пережабины» между тумбами, а было некое заполнение — скорее всего балясинки. Пока все оставлено как есть. Видно, что резьба продолжалась и на внутренней поверхности окон, но там, где она утрачена, реставраторы не стали ее докомпоновывать.
Наличники на фасадах — нескольких типов. Сюжеты резьбы фронтонов не повторяются — это звери, люди и даже берегиня. Некоторые нижние «висячие» части у половины окон были отломаны при замене столярки. На их месте появились «шохинские» вставки, но потом и они были сломаны. Орел в центре — вставка, а птицы по краям старые. Откуда Шохин взял сюжет? Может к тому моменту еще оставались какие-то подлинные куски сверху? Низ, выполненный Шохиным, пришлось восстанавливать по сохранившимся фотографиям XIX века.
Очень реалистично в сравнении с другими декоративными зверями выглядит белокаменная белочка. Думается, здесь работали несколько мастеров: это видно и по резьбе колонн. Возможно, какие-то мотивы привнесены из Западной Европы.
Покраска окон многослойная, и очень сложно было определить первоначальный цвет. К тому же у реставраторов было слишком мало времени. Взвесив все, решили оставить как есть — законсервировали, забелили, сохранив все следы старой покраски. Восстановлен лишь суриковый фон, который был несомненен. Если через сто лет с порядками в Кремле что-то изменится, ученые исследуют все досконально.